понедельник, 31 августа 2015 г.

Эко принт


Первая покраска была неудачной, но и цветочки не значатся в списках наиболее популярных растений для окраски. Поэтому хочу попробовать тот же способ еще раз, но уже с растениями, которые традиционно использовались для окраски. Дуб, береза, ольха,  полынь, конский щавель растут на пустыре недалеко от дома, но если обрывать листья и кору с деревьев неудобно даже на пустыре, то полынь  никому не будет жалко. Три куста крапивы я уже три года выращиваю  с целью употребить на покраску, по той же причине пощадила от истребления и хвощ. Хвощ зря пощадила, а вот крапива очень даже хорошо покрасила



Эко принт называют "эко" потому, что для обработки ткани перед покраской стремятся не использовать никаких экологически вредных веществ. Ровного насыщенного цвета с помощью экопринта не получишь, зато такая окраска не вредит окружающей среде. Многие  особо экологически ответственные даже сульфат железа не покупают,  замачивают ржавые гвозди, а вместо кипячения применяют компостирование.

Ткань на этот раз беру потолще- эстонская постельная бязь. В качестве активного вещества сульфат железа, и воспользуюсь рецептом моей голландской подружки Нинеке, которая только что как раз написала серию постов по эко принту. Рецепт мало отличается от тех, которые , с небольшими вариациями, можно найти в интернете. Замачивание ткани в растворе соды и алюмокалиевых квасцов, кипячение в течении двух часов с добавлением сульфата железа.
Нинеке иногда обрабатывает ткань перед покраской два раза, один раз с помощью алюмокалиевых квасцов, второй раз добавляет сулафат железа. Причем в кастрюлю, где будут кипятиться коконы  добавляет еще чайную ложку ложку сульфата железа. Кипятит при этом на сильном огне пару часов. Я не могла кипятить на сильном огне, у меня допотопная плитка с маленькой конфоркой, бак слишком широкий , температура была около  кипения, но вода так и не закипела. На кухню я сама себя не пускаю, кипячу в сарае с открытой настежь дверью.

На деревянную круглую палку, диаметром около трех сантиметров, толще не было, накрутила ткань на которую по ходу раскладывала листья. На один кусок-крапивы и хвощ, на второй японский клен и конский щавель, а на третий все подряд: герань из горшка, клен, крапива. Клен сначала дал яркие розовые пятна, а потом от них остались лишь темно-фиолетовые точки и розоватый оттенок фона. Темные точки-то место у листьев, которым они прикрепляются к ветке. Конский щавель вообще себя не проявил, может потому, что он был у самой палки. Вообще внешняя часть "кокона" более темная,  чем та, что была внутри.


Герань раскисла при кипячении, но дала самый четкий оттиск листа, к тому же красивого фиолетового цвета. Некоторые эко энтузиасты предпочитают не кипячение, а паровую баню и не разворачивают "кокон" пока он не высохнет, то есть несколько дней, но у  меня терпения не хватает


Крапива доминировала, от нее было больше всего цвета, отпечаталась и полынь, но ее было мало, одна веточка для пробы, в следующий раз сделаю целый кусок с одной полынью


В целом гораздо лучше, чем в прошлый раз





суббота, 29 августа 2015 г.

Цветочки

После моего поста о покраске луком, я то и дело порывалась начать эксперименты с натуральными красителями. Материалов по этому виду крашения так много  на любой вкус и цвет, что читать и сравнивать быстро надоело, тем более, когда информация не подкрепляется опытами, мой мозг ее мгновенно стирает. Я решила как можно более упростить себе жизнь и  попробовать вместо кипячения на плите покрасить в микроволновке, при необходимости ее можно включать и выключать на пару минут и увеличивать температуру. Квасцы нашлись в одном магазин , как я уже писала, в серьезной расфасовке для серьезных людей. Сульфат железа 5 кг, и алюмокалиевые 800 гр. Если алюмокалиевые я истрачу за сезон, то железом придется делиться. Медный купорос, как самый дорогой покупать не стала, куда его девать потом, когда надоест экспериментировать. Шелк в микроволновке я крашу в стеклянных банках или даже в широкой и низкой стеклянной вазе, вполне вероятно что длительное воздействие высокой температуры можно сохранить просто закатав ткань в банку как закатывают компоты и  огурцы.

Еще до конца не веря в эффективность своей гениальной идеи полезла в интернет проверять не красит ли кто в микроволновке, пароварке или других каких кухонных аппаратах и наткнулась на аннонс книги о покраске в банках для джема. То есть идея настолько не новая, что о ней уже написаны книги. Книги не читала, но там, похоже, роль нагревателя должно выполнять жаркое летнее солнце, которого у нас в этом году уже не будет.
Пока расчищала место для новой затеи, грохнула на пол тяжелую старинную  микроволновку,  . Скороварку стало жалко, ведь на кухню она потом уже не вернется, решила все-таки покрасить в банках и стерилизовать их на медленном огне на плитке пару часов.
ПОскольку у меня нет опыта обращения с квасцами, я начала с небольших бросовых кусков хлопка, шелк красится лучше, но мне его жалко, подожду пока не получу первые интересные результаты. Нашлись и две банки по 300 мл, положила в них по полложки соды, ложке алюмокалиевых квасцов, небольшой кусок хлопка для замачивания и залила горячей водой. Неожиданно началась активная химическая реакция с пузырением, пеной и осадком. Нормально это или нет не знаю,  химия была одним из любимых предметов, но все-таки 300 лет тому назад. И самое интересное, что в одной банке шипело гораздо больше чем в другой, вероятно сода еще не растворилась, когдя я сверху насыпала квасцы и заливала кипятком. Непонятно стоило ли держать ткань долго в таком растворе, ведь активное вещество вступило в реакцию с другим и выпало в осадок, но оставила на ночь.
На следующее утро нарвала цветов. Цветочки-желтая ромашка-rudbeckia, расплодились в моем саду и ужасно режут глаз своей агрессивной желтизной, но само растение мне очень нравится, всегда здоровое, никаких болезней, жирные стебли, долго цветущее и неприхотливое.

Черные сердинки отрезала и покрошила, розетки просто разложила на ткани, ткань свернула в рулончик, перевязала нитками, опять положила в банку и залила водой с квасцами.
Стерилизовала часа два на медленном огне, раствор стал красивого насыщенного красно-коричневого цвета, но на цвет ткани это мало повлияло. Потом  оставила остывать на солнце, развернула и прополоскала.

 
Первый блин вышел явно комом, больше всего понравились бледные непрокрашенные полосы от ниток, но галочку поставить можно. Ткань в банки можно было и не заталкивать, а положить в кастрюлю и кипятить в ней, но почему-то казалось, что тепло в банках дольше сохранится и они уже были готовы к загрузке в микроволновку когда я ее грохнула.




Тем временем в морозилку складываю корочки и косточки от авокадо и отмечаю где у нас на улице растут дубы. А что делать, 5 кг "железа" надо использовать .
Пока могу сказать, что в природных красителях мне нравится то, что воду от выполаскиваний и кипячений можно выливать прямо в сад, с реактивными красителями-только в канализацию.

вторник, 18 августа 2015 г.

МК, пора за дело

Фестиваль в Бирмингеме закончился, пора готовится к следующему, в Эльасе и стучать по дереву, что я туда доберусь и все проидет гладко. Перед Эльзасом же надо шить и красить в огромных количествах. Несколько заказов на покраску еще не готовы, а внимание постоянно переключается на "новенькое". Хочется наконец попробовать природные красители, вертикальную покраску, о которой говорили здесь, поэкспериментировать с монопринтом и наконец решить, какой МК заявить на Традицию. По уже сложившейся традиции (прошу прощения за тавтологию), я всегда готовлю что-то новое на этот фестиваль. Кроме нового, МК4, тему которого я пока не выбрала, можно будет

красить ткани несколькими способами (МК 1)
печатать на ткани используя трафареты, самодельные штампы, подручные средства (МК2)
обесцвечивать ткани,  делать монопринт на ткани (МК 2а)
вырезать картинки на линолеуме для печати на ткани (МК3)
Окончательный выбор будет зависеть от количества заинтересованных в том или ином МK, пишите в комментариях или на vdb256@mail.ru. Мне уже поступило два предложения, правда темы лекций, не МК, но все равно огромное спасибо.

Вчера красила на заказ, нужны были красно-фиолетовые и желто-горчичные цвета, горчичного надо покрасить еще пару кусков погорчичнее.


Первый ряд красила маджентой и бирюзой в разных соотношениях на глаз. Самый левый  с самым синим оттенком(на фотографии он синее, чем в реальности), соотношение 70-80% бирюзы на 20-30 % мадженты, самый правый такое же соотношение, но наоборот,в середине три куска в разных промежуточных сочетаниях, но получились очень близкими по цвету. Можно сделать 100% растворы того и другого и слить их  в нужном процентном соотношении. Поскольку я красила в большом количестве закрепляющего раствора (для более равномерной окраски), то краску разводила слегка и выливала прямо туда, а потом быстро закладывала ткань, которую еще минут 5 в растворе болтала чтобы не было слабопрокрашенных мест. Количество краски определяла на глаз. Я знаю как выглядит чайная ложка с 5 г краски и с 2,5 граммами, и какое количество весит 1 гр. Взвешиваю редко, только когда очень  длинную растяжку надо делать.
Второй ряд тоже красился триадой лимонный-маджента-бирюза. Эти краски можно сочетать в любой комбинации и результат всегда будет хорошим, без грязи. Первый кусок половинная доза лимонного плюс по несколько крупинок мадженты и бирюзы, цвет меняется сразу, но все еще очень светлый. Чистый лимонный очень яркий и светлый, с небольшим добавлением бирюзы и мадженты становится поглубже и потемнее.Второй кусок-100% лимонной краски, и тоже по чуть-чуть бирюзы и мадженты. Цвет потемнее и уже более горчичный. ПОследний кусок без мадженты, только  каплю бирюзы, и желтый сразу превращается в зеленый. Если положить больше бирюзы, то зеленый будет слишком резким. ПОстирала все вместе, в результате на довольно зеленом куске образовались желтые разводы, осталась непрореагировавшая краска и перебежала на соседа. Цвет теперь не совсем ровный, но и не такой зеленый. Заказчица, с моей легкой руки, тоже начала собирать библиотеку тканей, а красить пока еще не умеет, купила набор молодого бойца и упражняется под моим руководством в растяжках одного цвета.

воскресенье, 16 августа 2015 г.

Бирмингем 2015, непаханое поле 2

Возвращение в блогосферу после долгого перерыва дело нелегкое, но хочется восполнить пробелы, которые образовались за время моего отсутствия. Отряд, скорей всего "не заметил потери бойца", а я, как оказалось, по блогу явно соскучилась, судя по количеству постов, которые настрочила за месяц. И конца и края не видно...Думаю, надо закругляться с Бирмингемом, но еще одна техника для меня осталась не совсем понятна, а скромный автор не имеет своего блога или сайта, а может просто скрывается за  псевдонимом

 Признаюсь в своей любви к этому квилту, там такая фактура, что хочется потереться об него щекой. Вдохновением послужили скромные фотографии цветов из сада,
Sinead Smith, Unexpected pleasure


Стежка самая свободная в полном смысле этого слова, повторяющая узор пятен краски, а чтобы получить похожий узор на ткани существует несколько способов. Я сначала напишу как бы я сделала, а потом пойду спрашивать у автора как было на самом деле, может оказаться, что не совсем так или совсем не так. Но такая пятнисто покрашенная ткань именно с такой стежкой мне очень нравится и я обязательно наделаю образцов.


Я бы сделала такой "узор" с помощью обесцвечивания, но тогда границы белых пятен были бы менее четкими. Второй вариант-монопринт.
Монопринт на пластиковом листе (толстой пленке) дает непредсказуемые узоры, особенно если поверхность очень гладкая, тогда краска не будет покрывать поверхность полностью а собраться в капли. В этом случае капли будут цветные, а белое поле образуется вокруг них. Такой как на этом квилте или похожий узор я вижу на многих своих тканях-монопринтах, но не всегда могу вспомнить как я их делала,жидкая краска тонким слоем, густая нанесенная сухим валиком или использовала какой-то инструмент.
Есть еще один способ, так называемый сухой монопринт, который я пробовала только на бумаге. Для него нужны вспомогательные средства-акриловые гели медиумы (Acrylic Medium), которые растворяют засохшую краску. На пластик наносится краска, в данном случае очень схематичный цветок и фон. После того, как краска высохнет, ее можно удалить в тех местах, где она не нужна, сделать полосы и точки,удалить краску каким-либо инструментом или рельефным предметом. Или удалить когда краска еще не совсем засохла, чтобы полосы и пятна имели более мягкие очертания. После высыхания все смазать акриловым гелем , накрыть тканью и оставить на ночь для высыхания. Гель проникнет в краску и ткань (на видео используется бумага),  на ткань переведется изображение с  пластика.  Одно сомнение, при такой покраске ткань станет жестче, а в этом квилте такого ощущения нет. Еще одно непаханое поле для экспериментов.

суббота, 15 августа 2015 г.

Бирмингем 2015, непаханое поле

Еще одна новость фестиваля выставка-действие Maker.Making.Made., призванная показать процесс создания квилта. Аннабел Рейнбоу, например, вывесила квилт "Ядовитое растение", который еще надо было раскрасить, и раскрашивала его в течениe фестиваля, но самый интересный для меня экспонат представила Клэр Смит. Ее пояги (корейцы произносят пояджи) были слегка покрашены по швам  и я не сразу догадалась как она добилась подобного эффекта. Только увидев 3 другие полосы спускавшихся  с потолка в чаши с песком, я поняла, что они в процессе окраски. Над верхними краями квилтов были видны пластиковые стаканчики, а из них по капле поступал красящий раствор, который по швам прочивался вниз. Судя по результату на моей фотографии сначала краска была желтой, когда она просочилась, стаканчики с краской поменяли и поставили с красной, но ненадолго, ну и под конец немного подпустили темненького- синего или даже разбавленного черного. Второй вариант,который я нашла в интернете, был зеркально противоположным. На покрашенную ткань капала вода и незакрепленная краска растекалась вниз, тоже концентрируясь в двойных швах полотна. Тоже очень хочу попробовать у Клэр невероятно красиво получилось.
Идея квилтов-привлечь внимание к загрязнению рек промышленными красителями. По тому, в какой цвет окрашивается Янцзы, можно узнать какой цвет одежды будет модным в следующем сезоне, так как фабрики сбрасывают остатки красителей прямо в реку, из которой впоследствии вода поступает на полив рисовых полей.


Фотографии полотен в процессе окрашивания у меня нет, только фото трех готовых.
Фотография пояги в процессе окраски есть в блоге Аннабел Рейнбоу, она правда с другой выставки
Видео,  в котором показан процесс с ускорением. 

Бирмингем 2015, статистика


Перед поездкой в Бирмингем я писала, что веду примерный учет техник, используемых в арт-квилте для того, чтобы отслеживать тенденции и знать обо всех новых способах покраски и печати. В этом году  несколько квилтов привлекли мое внимание,  я не сразу сообразила как они были выполнены.
Но сначала о тенденции, которая медленно но верно завоевывает себе место под солнцем на конкурсах.
Два квилта получивших призовое место в 2015 были напечатанными на тканях фотографиями. Несколько лет назад шли оживленные дискуссии по поводу  напечатанных на ткани изображений и их месте на квилтовых конкурсах. Нравится это зрителям или нет, но технический прогресс, похоже,проникает и в текстильные ряды. Зачем набирать картинку из многочисленных кусочков ткани, если подобного эффекта можно достичь обработав фотографию. И неизвестно что сложнее, и для того и для другого требуется значительная доля вкуса и таланта.
Я не говорю о фотографиях неважного качества, сделанных на домашних принтерах, а о профессиональной компьютерной печати. Получить яркое изображение хорошего качества с четкими границами цветов можно было делать достаточно давно, но стоили они дорого. С развитием технологий печать удешевлялась, а с увеличением спроса подобную технику стали покупать и небольшие фирмы, в том числе и специализирующиеся на арт-квилте. Хорошая фотография, качественная печать уже сами по себе производят сильное впечатление и здесь от мастерства автора зависит как стегать, чтобы не испортить, а усилить впечатление и добавлять ли другие эффекты. Susan Orchin, My lady


Второй квилт другого автора тоже монохромный, тоже фотография , только портрет, часть лица крупным планом (Hazel Ryder, Beautiful lips). Обе работы на первый взгляд принадлежат одному и тому же автору, но как выяснилось, авторы разные, просто напечатаны они в одном месте. Им было бы явно тесно в одной категории, хорошо, что их подали в разные-арт-квилт и конкурс Гильдии (Guild Challenge)

В поисках фотографии второго квилта, которой у меня не было, я зашла в блог Лауры Кемшал, там можно увидеть все квилты в которых использовалась компьютерная печать, выполненная Лаурой по заказам авторов.  В некоторых напечатаны лишь фрагменты, некоторые, как те два, которые заняли призовые места, полностью  фотографии.

Следующий квилт - тоже компьютерная печать. Если не знать, то кажется, что фактура поверхности-это сочетание тканей различного цвета и толщины, но ощущение неровности поверхности создается стежкой. Marian Hall, Dangerous.Vulnerable





И еще один коллажный квилт, в котором печать, судя по описанию, трех видов, в том числе и на лазарном принтере, сделана очень качественно. Amanda SIevers, Salisbury Chequer

Даже не подводя итоги, могу сказать, что цифровая печать гораздо чаще использовалась в 2015 году по сравнению с 2011

пятница, 14 августа 2015 г.

Бирмингем 2015, традиционные квилты

Как всегда, в этом году было огромное количество традиционных квилтов перед которыми хотелось снять шляпу: необ'ятные размеры, непостижимое уму количество вложенного труда, потрясающая стежка и точность сборки. Японцы тоже давно проложили себе дорогу в Бирмингем и посылают работы , которые неизменно собирают толпы зрителей. В этом году первое место в конкурсе английской гильдии (Guild challenge) было отдано не самому яркому но очень трудоемкому квилту в основе которого -"колодец". Автор Джой Селвадж.
И цвет, и конструкция-все в нем традиция, но такого фона из маленьких квадратиков я не припомню. 



 

На Традиции в 2016 году тема тоже "колодец". Марина Концевая фотографирует пример для подражания и, видимо, втайне надеется, что все присланные на конкурс работы будут не хуже 


Победитель Традиционной категории, наоборот, смотрится очень современно по сравнению с предыдущим квилтом, в основном из-за сложной геометрии машинной стежки.
Лучший квилт фестиваля и победитель в традиционной категории Калейдоскоп Джанет Чилвер



Второе место уже не впервый раз получила Санди Чандлер, мастер машинной стежки. Ее огромные однотонные квилты с потрясающей стежкой великолепны. Своей фотографии нет, к сожалению, здесь два поста с большим количеством фотографий, одну утянула

В 2013 году ее квилт (фотографии ниже) тоже занял второе место и произвел на меня неизгладимое впечатление



а третье-Лиз Джонс с квилтом по мотивам росписей Собора Василия Блаженного

Очень понравился занявший третье место в категории "два автора" квилт "Поцелуи для дочки" Донны Камминг и Кэрол Фиарсон

Чем-то напомнил мой собственный черный с галстучными тканями, который уже лет 5 не могу простегать. И кусочек вырезала, посветлей сделала, чтобы было видно  как он идеально сшит


Еще несколько квилтов, которые не могу забыть. Приглушенный цвет


 и вышивка. автор Лиз Хэндс (Liz Hands)


Японская работа , поощрительный приз автор Киоко Ямаучи




Бирмингем 2015, арт-квилт, победители

После большого фестиваля всегда есть о чем поспорить, но в этом году мы подписывали контракт, в котором есть положение о конфиденциальности, так что от оценочных суждений придется воздерживаться. Фотографии некоторых победителей я уже показывала, есть еще несколько фотографий, которые хочется разместить в блоге, в альбоме они тоже есть

Победитель в арт-квилт категории интересует меня в первую очередь.В этом году первое место занял квилт Сьюзан Орчин, Миледи, посвященный преходящести красоты и молодости. Символ хрупкости- стрекоза не очень заметна на фотографии, она на плече у девушки




Квилт Джиллиан Трэвис, который занял второе место, я уже показывала
Не откажу себе в удовольствии еще раз обратить внимание на третье место, автор Лиз Джоунс





среда, 12 августа 2015 г.

Бирмингем 2015, мужчины в нашей жизни

Мужчин в наших рядах немного и поэтому они привлекают наше неослабевающее внимание. В 2013 году с огромным успехом прошла выставка Анатолия Белика, в этом году наш стенд представлял мастера из Курска Владимира Тельных,



а почти напротив расположился Люк Хейнз, американец, архитектор по образованию, который несколько лет назад переквалифицировался в квилтеры.



Совершенно разные по стилю выставки. Очень декоративные , с огромным разнообразием материалов работы у Владимира, и очень простые, с самым банальным "колодцем" в качестве фона портреты Люка.








Многие работы Владимира я уже видела на фотографиях, его стиль узнаваем, но лишь на выставке я заметила те маленькие находки, которыми наполнены его работы. Фон на первой фотографии сделан из органзы, мне так понравились эти деликатные облака, что я тут же забыла о том, кто на их фоне изображен. Второй фон тоже прекрасен, просто каучинг из пучков ниток прикрепленных швом слегка под углом.

Еще несколько работ Люка, после серии портретов он начал большую серию геометрических квилтов.



Ткани для них он не покупает в квилтовых магазинах, использует старые, в том числе старую одежду. Несмотря на традиционную конструкцию, в этих квилтах чувствуется свежий взгляд. Я сфотографировала Люка на фоне одного из его новых квилтов (фото выше), который даже еще не имеет названия. В общем, красавцы оба