суббота, 18 августа 2018 г.

Бирмингем 2018: вопросы и ответы

Как только в сети публикуются фотографии с фестивалей, в комментариях появляются вопросы,  повторяющиеся из года в год. На некоторые я попытаюсь ответить здесь и здесь
-Как можно ставить в один ряд проф.художников и ремесленников? Как их оценивать? Кажется, что на наших конкурсах чаще всего чем больше работ, тем лучше. 
-Зачем в таких конкурсах участвовать, если все равно приз не получить

Вопрос возник в русскоязычном интернете, но относился как к фестивалю в Бирмингеме, так и к Российским реалиям. В Бирмингеме с тем же вопросом к нам обратилась одна из "ангелов"-добровольцев. Почему нет разделения на профессионалов и любителей?  Сложный вопрос кого считать любителем, а кого профессионалом и как проверять достоверность информации. В нашей среде огромное количество людей не имеющих ни художественного ни швейного образования, которые могут считать себя профессионалами. Люди,  делающие несколько конкурсных работ в год и тратящие на них массу времени, они кто? Галина Красникова, Татьяна Шмидт, Елена Фоломьева они любители или профессионалы?

В большинстве случаев конкурсы делятся на номинации или категории не по профессиональному уровню, а по направлениям: традиционный, современный, новый современный, арт-квилт, где-то добавляют изобразительный квилт, лонг-арм и миниатюру, где-то делают детские  и групповые секции. Я с прицелом на будущее очень надеюсь на появление не только детских и юношеских секций, но и 60+, 70+, 80+,90+, так как глаз уже не так остер, а рука не так тверда, как у коллег предпенсионного возраста. Шутка, конечно. 
Участие в конкурсе зачастую уже подразумевает, что автор технически и творчески выше среднего уровня, если конкурс не называется "Мой первый квилт". Кроме того, если внутри каждой из номинаций сделать двух- или  трехступенчатое деление по уровню мастерства, то структура станет слишком разветвленной.

На моей памяти был только один европейский фестиваль в Голландии, который, кроме деления на традиционный и арт-квилт, делил участников на начинающих, средних и продвинутых. Наш Квилтфест  делит конкурс на категории по профессиональному признаку, там есть дети, начинающие, любители и профессионалы,  
Мировая практика показывает, что на самых престижных фестивалях с хорошим уровнем работ соревнуются и профессионалы и любители. Любителей, которые побеждают в таких конкурсах тоже сложно называть любителями, так как они имеют годы опыта шитья, а главное,  самообразования и последовательного напряженного труда. 

В Бирмингеме, например, сделали категорию для художников "Мастера искусств", но и подавать работы в обычные категории им не возбраняется, что они и делают.  Практически сложно отследить имеет ли тот или иной автор диплом об художественном образовании и, кстати, не любое худ. образование автоматически делает текстильную работу интересной. Категорию Мастеров в этом году судили искусствоведы, представители текстильных организаций и один представитель гильдейского судейского корпуса. 

Эта категория маленькая (23 квилта) и дает возможность показать работы художников, многие из которых не имели бы  шансов быть отмеченными в очень многочисленной (107 квилтов)  Арт-квилт категории, например. Многие работы довольно простые и в них делается упор на концепцию, а в фестивальных конкурсах оценивается еще и техническое мастерство, что дает некоторое преимущество технически сложным работам
Победитель: Стелиция, Карен Каллахан




Разведя по разным категориям любителей и профессионалов мы рискуем снизить общий уровень фестивалей и конкурсов и усложнить их структуру. Тем более, что в нашей стране нет конкурсов, которые бы насчитывали несколько сотен участников. Нельзя конкурс из 50 работ поделить на 10 категорий и каждой категории дать равноценные призы, где взять такое количество спонсоров, только крупным фестивалям это под силу. Сейчас, по крайней мере, наиболее амбициозные любители активно учатся и стремятся преодолевать ограничения связанные с отсутствием образования. Наличие любительской категории очень быстро покажет расслоение по проф признакам внутри нее, так как будут опытные, активно повышающие свой уровень любители и те, кто шьют мало и используют готовые схемы и рецепты. Нужна ли опытному мастеру победа в такой любительской категории или ему престижней быть в другой, более профессиональной компании? И еще, чем выше призы в денежном выражении, тем больше псевдолюбителей и псевдоначинающих будет на них претендовать. 

Предполагаю, что после разделения на профессионалов и любителей немедленно понадобится и категория начинающих, и шьющих свои первые работы, так как любителям со стажем не понравится находиться в одной группе с новичками, даже если шансы на победу увеличатся, я не говорю уже о том, какую кампанию об отделении начнут обиженные и оставшиеся без призов начинающие. В Бирмингеме есть номинация для начинающих. Однако не все фестивали имеют такую возможность и, положа руку на сердце, не все начинающие работы вызывают интерес у публики. Здесь не нужно забывать о гильдейском духе фестиваля в Бирмингеме,  дающем возможность всем выставиться, далеко не у всех коммерческих фестивалей такая задача, на то они и коммерческие.

Должны ли все фестивали поддерживать желание авторов показаться любой ценой?  Как должны они реагировать на заявки вроде тех, что приходят довольно часто, например: "Я шью уже год и хочу послать работу на конкурс".  Бывают исключения, но трудно поверить, что за год человек стал мастером и что художественная ценность работ такова, что ими заинтересуются зрители. Каждый организатор решает для себя сам, что важнее- массовость или художественный уровень. Мало кто из организаторов небольших фестивалей может позволить себе роскошь отказываться от двух третей присланных на конкурс работ, чтобы поддерживать высокий уровень конкурса. Если принимают все, то уровень падает, если отсеивают больше половины, то рискуют отпугнуть многих.

Еще об одном аспекте часто забывают те, кто думает, что разделение по проф признакам -решение всех конкурсных проблем.  Нельзя участвовать в конкурсе в категории арт-квилт и не быть художником, не ощущать себя таковым, и дело здесь не в дипломе. Огромное количество любителей подает очень неплохие работы в категорию арт-квилт в Бирмингеме и в тройке призеров не всегда профессионалы. Однако любители, которые там побеждают, прошли многолетний путь, сопоставимый с обучением в арт-колледже. 
Не только профи побеждают и в других категориях.Думать самостоятельно, думать оригинально-вот что нужно на конкурсах, потому что на них по большому счету нет и не будет справедливости. И я говорю не о пристрастности судей. 

Никто не будет входить в материальное положение творца, делать скидку на отсутствие нормальной швейной машины или подходящих тканей или на то, что в доме семеро по  лавкам и времени в обрез. Неважно кем достигнут прекрасный результат, будь то Мастер с дипломом, сенсей с многочисленными помощниками, фирма по продаже швейных машин с группой дизайнеров или любитель, корпящий целый год над одним квилтом. Выберут то, что красивей, интересней, оригинальней, потому что так нужно фестивалю, так нужно зрителям и так задаются тенденции на будущее. Яркие работы принесут фестивалю известность, привлекут новых участников. Бывает, что победители не оправдывают ничьих надежд и первые места получают не особо запоминающиеся работы. Значит не было в группе  выдающегося произведения, к большому сожалению всех судей и организаторов. 

При этом участие в конкурсах с любым, повторяю, с любым исходом-важный опыт сравнения себя с другими, часто подъем на новые прежде недосягаемые вершины, получение очень хорошей (на данном этапе творчества) работы. Надо ломать установку "приз любой ценой". При такой установке подспудно начинаются поиски беспроигрышных вариантов. 

Когда Лера Межибовская закончила свой групповой проект для Гильдейской выставки и мы обсуждали возможность посылки квилта в Бирмингем, то я честно сказала ей, что квилт, скорей всего, непризовой, но послать нужно, потому что это возможность показать его на весь мир, что на каждый квилт найдется свой восторженный зритель. Квилт все же получил, пусть и не главный, но поощрительный приз, а это серьезный стимул для творчества. 
Автор лучшей работы Бирмингема 2018 Katy Whitby-Last в первый раз участвует в конкурсе

Также не нужно думать о том, что, если конкурсный размер не подходит для одеяла или салфетки, то деньги выброшены на ветер. Опыт конкурсной работы, в которой вы выкладываетесь полностью. не проходит даром. 

-Где найти информацию про фестивали

Интернет-наше все, англоязычный в первую очередь. Кроме самых известных фестивалей в Бирмингме и Эльзасе, мы рекомендуем обратить внимание на фестиваль в Божоле, Франция, Гронинген, Голландия, Карлсруэ, Германия. на сайтах размещаются темы и формы заявок.
Божоле и Гронинген проводятся раз в два года, следующие фестивали  в 2020, есть время подготовиться, правда темы  на сайте еще не выложены.
Имейте в виду, что прием заявок заканчивается обычно за 2-3 месяца до конкурса.
Членам гильдии квилтеров мы будем  помогать с формальностями и делиться с ними опытом. 

В этом году у одной из участниц фестиваля были проблемы с пересылкой квилта в Великобританию. Дело в том, что если оценить ваш квилт, то принимающая сторона при сумме оценки свыше 15 фунтов должна платить НДС, а при сумме свыше 150 фунтов еще и пошлину на ввоз. Организаторы не хотят  и не могут платить пошлины за все работы, поэтому лучше не оценивать посылки и не писать о том, что у вас выставочная работа, иначе не избежать проблем и на нашей таможне. Такая  же система при пересылке в Европейские страны, отличаются лишь суммы пошлин. За квилт, который был оценен в 10000 рублей в Европе несколько лет назад пришлось заплатить пошлину 70 евро. Ни один фестиваль не будет платить ее из своего кармана.

13 комментариев:

  1. Таня, спасибо, надеюсь те, кто задавали вопросы сюда зайдут. А можно я сделаю ссылку на этот пост в Иг сториз?

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, спасибо большое за очень нужные посты. Сделала перепост у себя в Клубе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гуля сделай тогда уж и репост второго, а то я смотрю этот читают, а второй нет. Или может устают от количества текста))

      Удалить
  3. Спасибо, Таня! Интересно и полезно!

    ОтветитьУдалить
  4. Татьяна,спасибо большое,очень полезно!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо ,Таня ! Может быть под эгидой нашей гильдии все больше российских мастеров смогут участвовать в зарубежных фестивалях и это очень ценно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люба, я уже десять лет всех "сватаю", и переводы заявок выкладывала, и с перепиской помогала, но желающих все равно немного. Лед сдвинулся, когда мы в Голландию собирали работы на конкурс во время квилтфеста, но как только приличная группа собралась, так фестиваль перестал существовать)) Продолжать все равно будем, конечно

      Удалить
  6. Ах, как приятно, что наш проект "Милой сумочки портрет" еще и отмечен поощрительным! Спасибо, Таня!

    ОтветитьУдалить