среда, 9 сентября 2015 г.

Сезон выставок

В Москве сезон текстильных выставок, я очень рада, что так вовремя приехала и смогла сходить аж на четыре. Фотографии работ из Суздаля и Иваново я, конечно, уже видела, но живой контакт с работой никакая фотография не заменит. Поэтому поехала в Мытищи смотреть (победители Ивановского фестиваля). Ожидала больше работ Белика, была всего одна, та, которая  на обложке каталога. Ожидала каталог в продаже, но его не было, вместо каталога 2015 года предложили купить за 2013, который мне ни к чему. Каталог, впрочем, очень хорошего качества. И вообще вся выставка производит  достойное впечатление. Во-первых зал, который сразу настраивает посетителя на нужную волну. А волна эта нам очень необходима, она воспитывает у зрителя уважение к текстильному ремеслу-искусству,  что стоит на первом месте, зависит от автора. Было приятно смотреть на немногочисленных посетителей, которые ходили осторожно, смотрели благоговейно и говорили тихо и с восхищением. В этом несомненно и заслуга галерейной атмосферы выставки. Вспомним, как в 70-е годы в Америке квилты, которые считались предметами домашнего обихода, были выставлены в престижном музее, что дало небывалый толчок этому виду творчества. Квилтеры поверили в то, что они создают красоту, а не просто ради экономии утилизируют остатки тканей, хотя и утилизация дело хорошее.
Так вот, возвращаясь к галерее, хочу сказать, что зал хороший,  достаточное пространство между работами, многие работы  меня удивили, на фотографии они совсем другие,  и по размеру и, соответственно,  по впечатлению. Если некоторые и висели не  идеально, то не от того, что организаторы выставки их плохо повесили, а от того, что авторы недоглядели. Ехать туда не очень удобно, но я ни минуты не пожалела, что собралась. По ходу дела даже завербовала в наши ряды пару посетителей. Мурманскую работу пришлось слегка потрясти, к ней прилип текстильный мусор непонятного происхождения, мелкий и для посетителей незаметный. При этом работа не упала и не сдвинулась. То есть, если даже кто-то случайно плечом заденет, то она останется висеть, так как подвешена, как и положено квилту, на рейке с гвоздиками и на двух нитках, и никто на нее не наступит случайно.  Все эти вещи кажутся такими само собой разумеющимися, однако часто мы видим примеры, разбивающие авторское сердце.

В таком же радостном расположении духа сегодня поехала в музей ДПИ на выставку победителей Суздальского фестиваля. Престижная площадка, разве можно мечтать о лучшем месте. Найти выставку без помощи работников музея невозможно, но испросив нужное направления я нашла дверь без опознавательных знаков и смело ее толкнула.

Мое радостное музейное настроение улетучилось сразу же. Зато появилось ощущение захудалого ДК. Со стола смотрителя, (которого не было), сползал квилт, на нем было накручено пару метров клейкой ленты. Судя по тому, что полоса клейкой ленты была и на стене, я поняла, что его наскоро прилепили и за ночь он отвалился.
Это я его уже на столе расправила, чтобы он совсем на пол не свалился
 Квилт МАрины Мамоновой был прилеплен тем же способом, но ему повезло меньше, его я нашла за стульями на полу.



Разложила на стульях и пошла искать музейщиков, чтобы поправили положение, хотя уже поняла, что квилты можно вернуть на стенку, но улучшить эту выставку будет уже невозможно. Столичный музей с хорошей репутацией явно не проконтролировал как была развешена выставка. Не хочется верить, что они бы разрешили такое безобразие, особенно обидное на фоне тщательно расставленных, развешенных и документированных собственных плановых музейных выставок.
А теперь просто перечислю:
Работы, у которых этикетки сохранились с конкурса, были с этикетками легкой степени помятости, те, у кого этикеток не сохранилось, висели безымянные.
Даже работа Натальи Вихровой, занявшая первое место, не была удостоена этикетки с именем автора. Посетители, незнакомые с квилтерским правилом пришивать этикетку с обратной стороны, никогда не узнают имен участников, а те кто захотят посмотреть на обратной стороне (знают что нельзя, но ведь интересно же чья работа), рискуют свалить квилт на пол. Многие работы висят на честном слове. Рейка в рукаве положена на рейку прибитую к стене без всякой фиксации. При мне рухнул темный квилт без опознавательных знаков. Я вместе с работницей музея водрузила его назад. Он явно упадет еще не раз. Рядом висел очень светлый, "положенный" таким же способом. Если он упадет, то грязь неизбежна.
Серии работ подверглись усекновению, интересно, с одобрения авторов или нет.
Серия работ Пермского клуба почему-то состоит теперь из двух частей, причем толстые бревна нависают над хрупким окошком, кто выбирал какие части серии будут выставлены? В такой комплектации части новообразовавшегося диптиха уместней было бы повесить отдельно, не сшивая в полосу, но места для всех было  явно мало.
Серия Южно -Сахалинских работ соединенная в полосы, оказалась слишком длинной и верхние две просто подвернули вовнутрь, обидев таким образом авторов Ри Кен Су и Миронюк. Вид с обратной стороны


Таисия Зотова шила квилт, который должен был висеть вертикально, но повесить его вертикально не представилось физической возможности, поэтому его повесили горизонтально, а верхние петли-крепления подвернули вовнутрь.
Квилт геометрической и все равно хорош, но крепления видны сбоку. Хорошо хоть не подвернули кусок , как у квилта Елены Прокошиной, который таким образом "обкорнали" на 15 см, прямо по кайме с правой стороны.



Четыре квилта, которым не хватило отдельного места, были сколоты вместе в веселенькую кучку, причем один квилт (автор Губайдуллина) приколотый для разнообразия по диагонали оказался слишком длинным и угол его пришлось стыдливо подвернуть.  Так ли важно участие в выставке, если твой безымянный квилт будет неестественно косо подвешен за один угол, а другой угол визуально обрежут. Но если можно повернуть на 90 градусов, (как квилт Таисии Зотовой), подвесить под 45 за угол, как кухонное полотенце, и вовсе не беда.



Музейный работник, пришедший  в связи с моей жалобой на неподобающее отношение к экспонатам, пообещала позвонить и попросить непосредственных организаторов выставки исправить ошибки. Хорошо, если так и будет. Я предлагаю всем москвичам сходить и проконтролировать, а если ничего не изменится, то писать в книгу жалоб, ибо такая выставка не делает чести столичному музею и тем работам, которые там представлены.

PS Прошу прощения у авторов, не всех знаю по именам.

Пост написала сразу после посещения музея, потому что и престижная музейная площадка и атмосфера праздника, о которой писали те, кто был в СУздале, разительно не соответствовали увиденному на этой наспех слепленной выставке. Два дня думала стоит ли публиковать  и все-таки решила, что авторы должны оказывать давление на организаторов выставок и требовать уважительного отношения к своим работам.




31 комментарий:

  1. Таня, спасибо большое за то, что не умолчала!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какой там молчать, я три дня думать ни о чем не могла. Чаще всего посещала мысль о том что бы я сделала, если бы моя работа на полу валялась. Забрала бы и тихо ушла скорей всего. Поскольку я лицо нейтральное и в конкурсах не участвую мне ,наверное, легче не смолчать

      Удалить
    2. Таня, я прочитала твое сообщение утром и до сих пор перевариваю... Во-первых я бы тоже забрала свою работу, если бы увидела такое отношение. Во-вторых, молодец, что напиала! Многие замалчивают, шепчутся об этом в кулуарах, а об этом кричать надо! Человек, который отдает совю работу на выставку надеется, что к ней (работе) будут относиться бережно! И никак не рассчитывает, что она будет на полу валяться. Столько труда вложено, сил, денег...
      Наверное это все поисхоит потому, что организаторы, или исполнители, не являются лоскутницами? Куа смотрят музейные работники? Не их ли задача следить за развеской, хранением раот во врмя выставок? Я что-то совсем ничего не понимаю.... Но настроение поганое...

      Удалить
  2. Планирую приехать в субботу, посмотрим, изменилось ли что-нибудь. Развеска в Суздале (Торговые ряды) не позволяет надеяться на хорошее, просто логическое продолжение. Увы.
    Была в Мытищах на выставке, всё достойно и качественно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напишите потом о ваших впечатлениях два слова, пожалуйста.

      Удалить
  3. Это беда многих наших выставок!

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, спасибо, что не промолчала , что высказала свою позицию . Начала писать тебе ответ, но поняла, что так много на этот счет хочется сказать, что объем комментария не выдержит Поэтому выскажусь в своем блоге ближе к вечеру ( пока занимаюсь внуком -первоклассником)

    ОтветитьУдалить
  5. Таня, и я вчера была в ДПИ, впечатления схожи. Ещё ездила в ГРДНТ, забрала работу, которая была на ивановском фестивале, платье из галстуков. Я была в шоке! Один из галстуков полинял!!! На выставках в Иваново не была, не успела,приезжала только на награждение ( за 2 другие работы из галстуков получила звание лауреата). Вчера смотрела фото в альбоме у Оксаны Винниченко, а там платье висит уже с разводами. Здесь вопрос не к организаторам, а к сотрудникам зала, оказывается на открытии работы висели, потом в холле был ремонт, работы сняли, а на закрытие снова повесили. И где они лежали, что работы намокли, непонятно. Слава Богу, поменять галстук я могу, но самое ужасное, что испорченную работу вывесили на всеобщее обозрение. Очень не приятно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, пора за порчу имущества рублем наказывать, столько случаев в последнее время. Во-первых требовть страховки всех поданых на выставку работ, во-вторых, не отдавать без квитанции и подписании договора, где прописаны правила возврата и обязательства организаторов по хранению. Тогда работы будут возвращать быстро, а то у многих годами где-то гуляют, и беречь от воды и грязи. В общем, пора организовывать профсоюз))

      Удалить
    2. Таня, скажу как человек плотно занимавшийся вопросом страхования экспонатов. Мне было сказано специалистом солидной страховой компании, что для этого нужно экспертное заключение о ценности и стоимости экспоната. Организаторы это делать не будут, это понятно. Дело за авторами. Боюсь, не многие возьмутся за это. А вот договор о сохранности, ответственности и прочих технических вопросах - это хорошее предложение.

      Удалить
    3. Только что в голову пришло - надо спросить страховщиков, можно ли застраховать ответственность организаторов. Может, без экспертизы можно обойтись.

      Удалить
    4. Я знаю, что со страховкой в РФ сложно, но какие-то договорные обязательства составить и требовать неустойку, если они не выполнены, наверное возможно, посоветуйся с юристами, тебе, как организатору фестиваля пригодится.

      Удалить
  6. Я согласна, правильно сделала, что не промолчала. Пафосное место для выставки не самоцель. По крайней мере, для меня. Уверена, что и для большинства коллег. Своё "сокровище", выстраданный квилт отдаёшь в чужие руки и надеешься, что с ним будут достойно обращаться. Прежде всего уважения ожидаешь к своему труду. Ещё один пункт в список выставок такой ценой ... Надо ли?

    ОтветитьУдалить
  7. Еще один комментарий пришел по почте от Ирины Лебедевой, почему-то она не смогла его здесь отправить, просила разместить от ее имени:

    Ознакомилась с мнением о выставке в музее на Делегатской...Там выставлены работы из Суздаля. Выскажу и свое мнение. Думала об этом целый месяц и ждала , что утихнут мои собственные эмоции...А надо ли? Считаю, что надо, чтобы история не повторилась с другими мастерами! Я всей душой стремилась создать работу для Суздальского фестиваля. Успела дошить только потому, что срок приема работ на конкурс был продлен. Она прошла три тура отборов и не вызвала никаких сомнений у председателя жюри Косьянковской Н.Ю. Но когда началась работа всех членов жюри, Наталья Юрьевна сообщила им , что моя работа не может быть конкурсной, т.к. я ее уже выставляла у нее в Гатчине! Так она сняла меня с дистанции и просто выкинула из конкурса. Все происходило на усмотрение самой Натальи Юрьевны....Знают ли об этом Гюл Лапорт и Барбара Ланге? . Для них это стало бы сильным потрясением! Но мир тесен и они все равно узнают о том, как может себя вести председатель жюри...Можно ли ей не верить?! Им такое и в голову не могло придти...Вот так один поступок перечеркнул для меня все чувства . с которыми я жила и работала целый год! В душе пустота и боль...непроходящая...

    ОтветитьУдалить
  8. Согласна с Л. Лежаниной, что надо пользоваться любой возможностью для показа лоскутных работ и пропаганды, продвижения этого вида творчества (да, в России особенно). НО! Эта необходимость не отменяет ответственного отношения к тому, за что ты взялся (добровольно, заметьте!) И в данном случае претензии, конечно, к организаторам Суздальского фестиваля, т.к. инициатива размещения выставки в ДПИ принадлежит им. К тому же, уверена, возможности развески в таком месте не сопоставимы с возможностями, скажем, районной библиотеки или ЖЭКа. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но изначально не было речи об этой выставке, информация о ней была неожиданной. Может, такая возможность появилась внезапно и организаторы просто были к ней не готовы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, безусловно, ответственность безумно большая, тем более на всероссийском и международном уровне ! И я совсем не оправдываю организаторов выставки на Делегатской , которые допустили столько ляпов.Лично мне ссылку на эту статью прислали люди, которые сомневались, стоит ли отдавать свои работы на выставку в Хьюстон . В следующий раз, боюсь, они их и не отдадут, хотя работы достойные, чтобы их показать всему миру . Но в душе я организаторов где-то и понимаю , Очень сложно у нас организовывать такие мероприятия

      Удалить
    2. Девочки, спасибо за ваши реакции, пост уберу сегодня, в фейсбуке Ира Ткачева написала, что извинились, обещали на следующей неделе этикетки сделать.

      Удалить
    3. Таня, не убирай , ты очень важную тему подняла.

      Удалить
  9. Таня, не надо убирать пост. Извинились, так и должно быть у порядочных людей. Вопрос не в данном факте, а в проблеме вообще. Безотносительно музея ДПИ. В нашем общем движении не должно быть такому места.
    Люба, очень сложно всем организаторам. Если столица не тянет, что делать остальным? Ты ведь не позволяешь себе такого, и я не позволяю. Как можно было фотографироваться на фоне этого безобразия?! Где в мире это видано? Поездки за океан ничему не учат. Так, может, не своим делом занимаемся? Пусть будет скромно, мало, но достойно, уважительно.
    А кто выставку из Эльзаса видел? Говорят там тоже есть чему подивиться в плане организации, развески, этикеток.

    ОтветитьУдалить
  10. Марина, там я тоже была, этикетки, да, перепутаны и не прикреплены рядом с квилтами (тоже нельзя на стенку лепить ничего), но зал специально предназначен для выставок, нет такого, когда из окна свет льется и под потолком две лампочки, в зале только искусственное освещение, черный потолок и , кажется там зеркальное отражение, но на него сразу же перестаешь обращать внимание. Я на стольких выставках была в тот день, что уже и не вспомню)).Можно было бы вставить в пост сожаление, что этикеток не было на месте, но работы висели красиво, просто в ряд, их было ровно столько сколько зал мог вместить, то есть никакого нагромождения друг на друга, все можно хорошо рассмотреть.

    ОтветитьУдалить
  11. Татьяна, не надо убирать пост, пожалуйста! Это очень важная и нужная тема, об этом надо говорить обязательно. Понимаю, что все мы так или иначе друг с другом знакомы и когда происходит подобное, неудобно говорить, потому что вроде как критикуешь лично человека. Но в данном, частном случае я вижу отражение большой, общей проблемы. И пусть твоя статья будет "горьким лекарством", которое вылечит "болезнь".

    ОтветитьУдалить
  12. Прочла и мне аж дурно стало,особенно когда увидела работу Марины Мамоновой за стульями.Сама отдала музейно-выставочному делу-6 лет.У нас выставку не открывали пока ВСЕ бирки-этикетки не будут развешаны.Не успеваешь,развесь 5 работ,но идеально,а потом хоть ночью работай.
    Квилт создается,как дитя любимое.Долго и трепетно.На международных конкурсах к лоскутным изделиям в перчатках подходят и то только специальные люди.А у нас на полу...
    Мне из Хьстона (по моему это был 2007г,не помню уж) вернули панно с жирными пятнами.Слава Богу,они отстирались с помощью спец.средств.
    Таня,спасибо тебе за публикацию!Вызывает кучу эмоций, чувств ,вопросов к организаторам и музейным хранителям.(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо, что написала, поддержала , я тоже считаю, что без этикеток и на клейкой ленте вешать нельзя.Твои работы в Мытищах видела, белая понаравилась очень, надеюсь на Традиции еще что-нибудь новенькое будет

      Удалить
  13. Татьяна, сегодня были на выставке, большинство работ без этикеток, и сваленные квилты на стульях стопкой. Правда, всё, что развешено, висит ровно и не падает. Вынести можно было всё, что понравится, дама-смотритель открыла экспозицию в 13:20 и то и дело отлучалась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стопочек не видела, но хоть все висит и не падает, а этикетки обещали повесить на следующей неделе. Спасибо, что написали

      Удалить
  14. Таня, я прочла пост с запозданием. Психологически, конечно, в шоке, фактически - сказать нечего. Да, бывают и у нас, немцев, неполадки в пробирной палатке. Но не так. Хотелось бы знать, почему у нас тут все квилты членов Немецкой гильдии автоматически застрахованы. За счет чего это сделано. Вроде бы никакой экспертной оценки не проводилось. А тут ведь без страховки и чихнуть нельзя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, по поводу страховки квилтов на время выставки узнавала Марина К., ей так ответили в страховой компании, она ищет другие способы. В Европе и Америке это стандартная практика, видимо возможно застраховать всю выставку скопом без экспертных оценок. Каждого участника обычно спрашивают в регистрационной анкете, какова, на его взгляд, страховая ценность квилта.Есть в квилтерской среде даже стандартные страховочные суммы за 1кв.м, довольно высокие, за такую сумму квилт и не продашь. Можно написать и очень очень высокую сумму, но выплатят, как я понимаю столько, сколько постфактум решит страховая компания. Я не помню случаев в своем обширном кругу знакомых, когда квилт был потерян или поврежден, в интернете читала про случай кражи квилтов в Италии с выставки лет 5 назад. Сколько организаторы заплатили авторам, не знаю. Ты права страховка или договор должны быть, за поданный на выставку квилт автор должен получать хотя бы расписку, а и этого не делается.

      Удалить
    2. я Марине очень доверяю и не сомневаюсь, что ей страховые эксперты именно так ответили. К тому же в страховых экспертах я почему-то тоже не сомневаюсь. Но ведь действительно должен быть какой-то разумный путь. И ты права, расписка хотя бы! Кстати об исчезновении квилтов: бывает. Не кража, просто у нас, к примеру, в процессе снятия квилтов по разным помещениям, складирования и выдачи один исчез. Уже и не помню, нашелся ли. Но автор, я уверена, помнит.

      Удалить
  15. А я хочу добавить к этому посту "ложку мёда" У нас в Санкт-Петербурге есть музей - усадьба Г.Р.Державина. Уже шесть лет подряд мы проводим выставки работ нашей квилт-студии "Лоскутные забавы". Первый раз мы попали в эти стены с "лёгкой руки" Марины Концевой ( спасибо, Марина). Развеска работ всегда проводится под руководством художника по экспозиции, текст этикеток и аннотаций к работам передаём в музей за 2месяца до открытия выставки. Во время работы выставки работники музея к нашим работам относятся как к музейным экспонатам, уважительно. И мы очень благодарны музею за предоставленную возможность выставляться в этих стенах, и всегда с трепетом ждём новых встреч с любителями лоскутного шитья в залах музея.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваш комментарий, в музеях обычно строго относятся к развеске и информации о работах, такие выставки как ваша и музею нужны

      Удалить