четверг, 18 августа 2011 г.

Фото-квилт 5


Первое упражнение по композиции имело своей целью расположить горизонтальные и вертикальные элементы и поделить пейзаж на "землю" и "небо", цвет не имел значения. Из-за того, что небо на моем пейзажике сделано из куска ткани одного цвета, он кажется довольно плоским.




Пора переходить к следующему упражнению, но прежде немного о том, как добиться "глубины" в пейзаже
Существует несколько приемов.
Первый прием всем известен-использование перспективы. Чем дальше обьект, тем он меньше. Два-три похожих , но разных по размеру обьекта расположить так, что самый большой находится ближе к переднему плану, а самый маленький -дальше. Пример-квилт Janneke De Vriez-Bodzinga, победивший на фестивале в Бирмингеме. Там два почти одинаковых дерева, но одно большое, а другое маленькое, расположены не на одной горизонтальной линии. Создается впечтление, что деревья в реальной жизни одного размера, но стоят на разном расстоянии от смотрящего. То же и с людьми, которые уменьшаются по мере удаления от зрителя, хотя в реальности они одного роста Проиллюстрирую этот прием двумя картинами Пола Дельво. На второй девушки сидят в рядок и каждая последующая гораздо меньше предыдущей.




Прием второй-использование цвета. Здесь все непросто, особенно на небе))Считается, что небо к горизонту бледнеет, но надо учитывать и время суток и погоду. Передний план может быть освещен сильнее, чем небо у горизонта, как на второй картине Дельво. На первой же, наоборот небо светлеет к горизонту, хотя луна почти на том же месте,что и на другой картине.


Небо в различных вариантах:
Здесь можно посмотреть много фотографий неба ,правда фотографы пытались сделать снимки с необычным освещением и "простого" неба в дневное время суток в ясную погоду не так много.

Для заднего плана используются более светлые и холодные оттенки цветов, детали постепенно исчезают.Теплые яркие цвета зрительно вылезют вперед, поэтому на заднем плане их использовать не рекомендуется.

Обратите внимание у Брейгеля поле на заднем плане, тоже желтое, но более светлого и холодного оттенка



На фотографии разница в цветах переднего, среднего и заднего плана бывает настолько незначительная, что почти не видна.Другое дело, если вы фотографируете с возвышения бескрайние просторы. Тогда на фотографии отчетливо видно как даль окутана дымкой. Такой эффект называется атмосферной перспективой и использовался голландцами еще с 15 века. Чем более удален от нас обьект, тем меньше контраста, тем больше он сливается с фоном, который обычно серовато-голубой, а на закате красноватый.

Моя не самая лучшая фотография Центрального Массива, но на ней хорошо виден эффект атмосферной перспективы



Текстильная открытка с "горным" пейзажем где каждая следующая гора светлее предыдущей.




Пейзаж, получивший приз в Бирмингеме



Последний на сегодня прием, который называется красивым словом, которое так и хочется говорить грассируя по-французски - репуссуар. Смысл его состоит в том, что расположенный на первом плане очень темный объект добавляет глубины пейзажу.

Пейзаж (упражнение1) Елены как раз содержит такой репуссуар в виде очень темного дерева слева



Репуссуар в виде темных деревьев присутствует и на первой иллюстрации (Брейгель) и на пейзаже Конинксло



и ван де Велде



Репуссуаром может служить темная яркая фигура, стоящего к нам спиной человека, через плечо которого мы смотрим вдаль, как на первой картине Пола Дельво, темная рама окна или дверного проема, как на картине Вермеера "Любовное письмо".



И, наконец, классический пример репуссуара в квилте- Галина Козулина "Таллинский блюз"

2 комментария:

  1. Татьяна, спасибо! Очень хорошие примеры, все наглядно и понятно. А вот на пейзаже, получившим приз в Бирмингеме, репуссуара я не заметила, и, если прикрыть рукой на экране черную тень спереди под квилтом, очень заметно, что этого приема квилту нехватает. Мне так кажется.

    ОтветитьУдалить
  2. его там и нет, там небольшая разница в цвете переднего и заднего плана, но на фотогррафии не очень заметно

    ОтветитьУдалить