вторник, 17 июля 2012 г.

Соавторство

Я против любых заимствований на конкурсах, но проверить это абсолютно невозможно.На некоторых европейских фестивалях в заявке заполняется спец. графа о том, что работа вторична и сделана по рисунку, МК или идее другого человека. Как мне кажется ввели такой пункт не от хорошей жизни, всем понятно, что конкурсная работа должна быть на 100 % авторской, иначе смысл соревнования теряется,но и предотвратить копирование никто не в силах, так что лучше разрешить и узаконить "соавторство". В конце концов, если можно отдать выстегать, то почему нельзя попросить рисунком или фотографией воспользоваться.
В позапрошлом году в Велдховене первое место в средней группе заняла работа полностью скопированная с фотографии известного голландца. фрагмент:



Сделана копия исключительно хорошо, я фотографий до конкурса не видела, в каталоге подпись к работе мелким шрифтом тоже не прочитала, написала рецензию а через пару месяцев в журнале по фотографии нашла работы этого фотографа, полезла в интернет и обнаружила оригинал.



Сама виновата, но до сих пор ощущение, что меня обманули, хотя все легально и в соответствии с правилами. Я бы не стала с комплиментами подходить, если бы знала, что работа не авторская, какой бы технически совершенной она не была. В прошлом году ее работы заняли первое место в Бирмингеме в категории лучший дизайн и лучший изобразительный квилт.
Если запретить практику использования чужих картин или фотографий, подобное соавторство появится в номинации "коллективная работа". Ну и что, что второй автор даже иголку в руках никогда не держал. Но кто тогда должен приз получать? Автор интересного дизайна или исполнитель-технолог? Квилтеры признаются в своей творческой несостоятельности или художники хотят увековечить свои творения в текстиле?

Соревноваться с творческим тандемом супер швея+талантливый художник сложно. Подобные ситуации так и наталкивают на мысль найти своего художника, который будет выстраивать композицию, консультировать по цвету, расставлять акценты, сшить несколько работ и посылать на все конкурсы. У меня даже кандидат есть(кому интересно)с идеями и техника у него как раз подходящая. Если его попросить, он и картину напишет и под пытками не признается , что он написал. И никто никогда не узнает...И за плагиат не осудят. И везде позовут и все подарят.

8 комментариев:

  1. Таня, а как быть не рисующему человеку? В случае полного копирования фото, картины нужно указать автора.Мне нужно нарисовать фигуру человека, я беру подходящие фото и картинку, копирую и дальше мой дизайн.Как быть в таком случае?.И как быть с идеей виденной у кого-то.Например птица изображающая день-ночь присутствует у многих авторов.

    ОтветитьУдалить
  2. Таня, когда используешь образ часто встречающийся у других, всегда опастность, что он не покажется интересным ни зрителям, ни жюри конкурса (а птицу-ночь я не знаю)) Что касается рисунка, то механическое копирование положения рук и ног не то же самое, что копирование композиции полностью, да еще и в цвете, как в случае, о котором я писала. А выразительным может быть не только академический и правильный рисунок, рисуй как можешь, мне кажется если сдеалать много рисунков на какую-то тему, даже совсем примитивных, то потом можно десяток выбрать, напечатать и использовать. Надо будет в арт-игре предложить эксперимент-"рисуют все"

    ОтветитьУдалить
  3. да ну, Тань, "соревноваться с тандемом". А как быть, если этот тандем в одной персоне соединен? Типа Байковой? Заплакать и перестать шить, как после японских выставок? А кто мешает мне (тебе, кому угодно) тоже найти подходящее фото? Никто, просто если все так будут делать, то, думаю, входной уровень выставочных работ придется поднять. В условиях обычно (на приличных конкурсах) говорится, что работа должна быть оригинального дизайна - или ничего не говорится. И я не думаю, что это каким угодно образом признание в собственной творческой несостоятельности. Ты видела Венеру Боттичелли в лоскутном варианте? очень даже здорово было, даром что школьник шил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о, забыла. Если наши делают серьезный квилт по постороннему дизайну, то они пишут автору или представителю, обсуждают возможность, если надо - покупают фото вместе с соответствующими правами. Приз тогда получает квилтер, а не фотограф/художник, что по закону правильно. Были прецеденты. У нас тут с этим строго.

      Удалить
  4. Таня, спасибо! Все правильно ты пишешь. Можно не только рисовать, но и своих десяток, а то и больше фото сделать, потом выбрать для квилта. Я этот подход видела в альбомах галереи (какой не помню) в Бирмингеме. Огромные учебные альбомы, как разрабатывается квилт. Первый этап- много фотографий.

    ОтветитьУдалить
  5. Мне кажется, мы говорим немного о разном. Копирование фотографии "как есть", использование ее композиции, ОБРАЗА, НАСТРОЕНИЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ - это одно и, по-моему, плагиат в чистом виде.
    И совсем другое, когда вы используете что-то с фотографии как вспомогательный материал. Т.е. мне нужна поза человека - я иду в интернет и ищу фотографии людей с такой позой. Замечаю особенности, пропорции, срисовываю именно позу - и делаю свой персонаж по этой схеме. Например, когда мне понадобилась женская фигура под зонтиком, я просмотрела штук тридцать фотографий, прежде чем увидела, как это должно выглядеть со стороны. Кстати, так делают очень многие. Читала пост одного иллюстратора. Она пишет, что по роду занятий ей необходимо отрисовывать кучу всяких неожиданных вещей. Физически невозможно держать их все дома или в доступе, чтобы рисовать с натуры. Поэтому она давно просто собирает подходящие фотографии. Какие-то из них свои, а какие-то - из сети или прессы.
    Поэтому считаю, стоит разделять "работа по фотографии" и "работа с фотографией (картиной,гравюрой, батиком и пр.)"

    ОтветитьУдалить
  6. Лена, ты меня правильно поняла, В приведенной выше работе точное копирование. А зарисовки с фотографий тоже часто делаю, чтобы пропорции не нарушать, чтобы одна нога не была короче другой в сложной позе)).
    Лера, ну и хорошо, что в одном лице, так и должно быть. А для разных уровней можно делать разные номинации.Покупка прав на изображение-законная практика, но по моему мнению полное копирование для конкурса неприемлемо, даже с указанием автора.
    Галя, то , о чем ты пишешь, называется альбом для эскизов(sketchbook) то есть перед созданием работы делать зарисовки, фотографии с соответствующим настроением а потом использовать их фрагменты или цветовую гамму или композицию. Я для каждой темы арт-игры всегда подбираю фотографии, стараюсь только свои. Неохота, но заставляю себя. Редко, когда именно их использую,но для визуализации идей помогает http://humutana.blogspot.be/2012/01/blog-post_30.html
    http://humutana.blogspot.be/2011/04/1.html

    ОтветитьУдалить