четверг, 12 июля 2012 г.

Фестиваль в Гатчине



Жюри Гатчинского фестиваля выделило хорошие работы, у меня нет никаких сомнений по этому поводу. Однако, их мастер-класс меня несколько обескуражил. При том, что было сделано достаточно много полезных замечаний, объективности жюри заметно мешал тот факт, что они в своих выводах опираются на постулат о том, что квилт-объект декоративно-прикладного искусства и подчиняется законам ДПИ. Результатом явилось то, что они считают неправильным использовать в разных частях одной работы фрагменты с разной степенью условности. Вновь и вновь они повторяли- вы занимаетесь ДПИ, вот и старайтесь придерживаться правил ДПИ. Портрет НАтальи Лашко, одна из самых эмоциональных работ фестиваля получил подобное замечание. Лицо и руки не понравились жюри- слишком реалистично. В противовес этому портрету самые похвальные замечания были сделаны в адрес женщины-контрабаса очень напоминающей модные нынче карикатурные принты со смешными толстозадыми тетеньками. (выделю жирным шрифтом мне он тоже понравился: симпатичный, хорошо сделанный квилт, кайма отпадная, ничего лишнего, идеальный по цвету) но по эмоциональному воздействию даже не приближается к Наташиной работе. Ее женщина не уютно-добрая, и по детски наивная, такая и ухватом может огреть. У меня художественные образы часто связываются с поэтическими самым необъяснимым образом. Когда я на нее посмотрела всплыл Блок: ..."и девушка на злого друга под снегом точит лезвиё" То есть присутствует в ней что-то демоническое.
Был еще один квилт, небольшой по размеру, который целиком состоял из чередующихся блоков с большой степенью условности (елки из тругольников-гусей) и блоков со вполне реалистичным рисунком вышитым (выстеганным ??) внутри. Я к сожалению не помню автора этого симпатичного квилта, жюри его похвалило не указав на разницу в степени условности изображений. Никого не смущает и то, что таким приемом пользовались многие художники. Никому сейчас не придет в голову критиковать Климта за его декоративность и за разную степень условности в его "Поцелуе" где лицо и руки прописаны вполне реалистично, в отличае от одежд, которые почти лишены складок и обьема. Климт тоже не придерживался правил ДПИ, писал реалистичные портреты с орнаментальными вставками. Вездесущий Климт вспомнился первым, если поискать, то еще примеры найдутся.



Хочу добавить, что разделение искусства на ДПИ и Чистое, не утилитарное искусство, станковую живопись, например, по моему глубокому убеждению-вчерашний день. Квилт, гобелен, войлок в лучших своих проявлениях по выразительности ничем не уступает станковой живописи и уж явно не предназначен только для утилитарных целей. Квилт-картина имеет такое же право на существование, что и квилт-одеяло.
Термин "Высокое, чистое"искусство (Fine arts, Beaux Arts)известен со второй половины 18 века и включал в себя лишь живопись, скульптуру и гравюру. В современном мире , где материалы для художественного творчества не ограничены холстом, красками, бумагой и мрамором, гораздо чаще говорят о визуальном искусстве (Visual Arts). Текстиль не признавался материалом для чистого искусства, но визуальное искусство гораздо более терпимо к разнообразию техник и материалов. Позавчера в Москве я успела сходить на выставку Шагала. На ней было около десятка текстильных коллажей, созданных им в последние годы жизни. Они чрезвычайно живописны, состоят из кусочков ткани и вырезанных из картона рисованых деталей. Является ли теперь живописец Шагал мастером ДПИ? Для мастера сделаны его коллажи не слишком мастерски.
И еще один пример не относящийся к квилту. Какой утилитарной цели могут служить плоские, трехмерные и свободно висящие в пространстве валяные портреты стариков сделанные Mieke Werners? ее сайт
Одна из членов жюри часто начинала критический анализ со слов "сувенирная, интерьерная работа". Слово "сувенирная," как мне кажется, к авторской работе не совсем применимо. Слово интерьерная тоже звучит довольно уничижительно, хотя интерьерными можно назвать и картины старых мaстеров, ведь писались они для украшения жилища.
Имела ли она в виду, что по силе эмоционального воздействия многие работы, бесконечно милые и мастерски сделанные, не отличаются от сувенирной и интреьерной продукции?

Тема фестиваля-перефразированное название рязановского фильма- призывает заступиться за женскую душу. Но судя по представленным работам, организаторы брали все, что прислали авторы. Даже я, человек "не местный", многие работы уже видела. Это беда всех фестивалей, не только российских. Только самые известные фестивали могут себе позволить потребовать "право первой ночи" и отказывают в приеме работам, которые уже были показаны хотя бы в интернете. Из-за того, что много работ было сшито не специально для фестиваля, трактовка темы оказалась довольно расплывчатой.
Меня удивило обилие лубочных, с национальным колоритом работ с одной стороны и ностальгически-тургеневских (шляпки, зонтики, кринолины,мечтательные девушки) с другой. Я не увидела прекрасную душу конкретной Тани, Наташи, Оли (пишу и представляю совершенно конкретных участников, очень интересных женщин, с которыми познакомилась во время фестиваля). Такое впечатление, что авторы старались показать собирательный образ половины человечества-рукодельницы и хранительницы очага,а не свою личную душу. Да простит меня автор, не помню чья эта работа, она мне очень нравится. Ни в коем случае не хочу сказать, что не разглядывала ее (да и многие другие) с восхищением. Но какое-то чувство голода осталось после выставки.



Поэтому так запомнилась "Женщина на грани нервного срыва" Ирины Фоминой. Неужели у дам нашего (в основном бальзаковского и старше) возраста все так гладко и уютно в душах, неужели в них не бушуют страсти, не разыгрываются шекспировские трагедии. Или по крайней мере, не бушевали и не разыгрывались. Если так, то я им завидую. Но мне кажется, дело в другом. Просто факт сильной эмоции, да еще и отрицательной, будоражащей, не приветствуется в текстиле, ведь квилт-ДПИ, призванное декорировать. Помните, как жюри начинало разбор Ириной работы. "Как-то много негатива, хочется побольше радостного, оптимистического..." А какая тут радость, женщина же на грани.
Я бы даже наоборот сказала, что фон чересчур радостный для нервного срыва.



ПС Все вышесказанное-сугубое ИМХО, многие из работ меня покорили, атмосфера фестиваля понравилась, Гатчину уже люблю нежно, однако хотелось бы побольше работ-потрясений, работ-откровений, чтобы пульс учащался.

13 комментариев:

  1. Текст, написанный сразу после фестиваля не редактировала, добавила лишь пару фотографий для наглядности и выделила жирно замечания, что работы, которые упоминаю, мне нравятся и что с решением жюри в общем согласна, так как,судя по откликам, которые получила после публикации, многие трактуют мой пост как проявление недовольства фестивалем и решением жюри. Я наоборот, жалею, что не смогла там задержаться и пообщаться с бОльшим количеставом авторов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо за пост.
      Я внимательно слушала все, что изрекало жюри. Должна сказать, что согласна практически со всем, что они говорили касательно цвета и композиции. Но вот, что касается нашего, квилтового, места в мире вообще и в искусстве в частности, тут ощущается полная зашоренность.
      А что мы хотим? Люди всю жизнь провели на своей волне, а теперь приходится сталкиваться с чем-то новым. Это не всем под силу. Мы и сами-то в процессе самоосознания...

      В прошлый раз жюри совершенно проигнорировало тему "Нестандартные ткани". Находки с материалами не привлекли внимания. Теперь осталась за пределами рассмотрения душа.
      Рада за тех, кто точно соответствует условиям ДПИ, но я все равно буду делать то, что мне нравится делать.

      Ситцевая работа - Ирины Можаевой. Абсолютно нетипичная для нее, и тем более интересная.

      Удалить
  2. Я так поняла, что у организаторов возникли сложности с количеством присланных на конкурс работ. Отсюда такой разброс и в образности, и в уровне техники квилтов.
    А что касается мнения жюри, то тут вижу для себя два пути. Первый: если хочешь славы и признания, - шей то, что от тебя ожидают, что хотят увидеть художники-судьи. Второй: если главное для тебя найти свое, выразить себя,- учись, смотри по сторонам, но делай то, что считаешь нужным. Тем более, что все находки лежат именно там, где еще не прошли другие.

    ОтветитьУдалить
  3. Таня, ты во многом права.Зачем придумывать тему конкурса, если
    принимают работы далёкие от этого. Лучше 20 работ, но каких!И вот эти вечные вопросы - не совмещать в работе реализм и стилизацию; раз лоскуты , то только ДПИ. А почему бы и нет, если это КРАСИВО.
    Этому конечно надо учиться и учиться.

    ОтветитьУдалить
  4. Девочки, спасибо за комментарии. Ира, фотографию у тебя утянула, своих нет ))

    ОтветитьУдалить
  5. Таня, ужасно интересно, спасибо. Теперь только вспомнила, кто такая Наталья Лашко - потому вспомнила, что ее работы меня еще раньше потрясли. Совершенно не считаю твой пост ругательским, а наоборот - серьезный критический разбор (в смысле, разбор серьезного профессионала). А что судейство такое - так таки да, оно такое. Конечно, решение судей очень индивидуально - на то они и живые люди, а не компьютеры. Но все же задумаешься поневоле.

    Может, они просто не знают, что арт-квилты - это квилты? Может, они вообще не знают, что такое арт-квилт?

    Рассуждения о ДПИ (судейские) привели просто в ярость, простите, индивидуальное.

    ОтветитьУдалить
  6. Я смотрела на них уже с точки зрения судьи и, честно признаюсь, не знаю как бы я вышла из этой ситуации. Ведь были как раз и чисто ДПИ-шные работы, и совершенно не подпадающие под эту категорию. Тяжко им было))

    ОтветитьУдалить
  7. Таня, спасибо за статью! История с судейством ведь не нова - и зарубежом, сплошь и рядом - сколько читала писем артквилтесс - "туда не взяли, и критика разгромная, а потом послала на другой конкурс - призовое место", ну а отношение к артквилтам вполне понятное, можно вспомнить историю "становления" их в тех же США! Дискуссия на ММ честно говоря местами очень не понравилась, достаточно неэтичная. Не знаю, оговаривали ли в условиях, что работы должны быть чисто авторскими? Если не оговаривали - то какие претензии? Разве что надо было написать, что сделана по мотивам... Работа мне понравилась, хотя полностью с тобой согласна, что не тронула за душу, как приведенные в твоем обзоре работы.

    ОтветитьУдалить
  8. Лена, судьями всегда недовольны)) Главное, чтобы они могли четко объяснить из каких соображений исходили. Здесь вроде их образ мысли понятен, только я с ним не во всем согласна.

    ОтветитьУдалить
  9. Можаева Ирина27 июля 2012 г., 5:11

    Да, очень много работ было не по теме, наверное, организаторам фестиваля надо было то, что по всем параметрам подходит выставить, как конкурсные работы, а остальные как работы гостей фестиваля вне конкурса.Недоумение вызвала работа с черепахой - это ведь из книги Крисы Рольф, автор Ирене Каман, и вся технология пошива там дана, а название в оригинале "Черный континент" ???
    Работа "45-баба ягодка опять" (женщина с платком) моя, спасибо за оценку.
    Работа жюри мне напомнила обход преподавателей работ студентов, как будто они нас учили композиции, цветоведению и пр, а теперь оценивают как мы это усвоили. О технологиях лоскутного шитья, стежке, как одной из составляющих достоинств работ, по-моему жюри и не ведало. Это была сложная задача оценивать такое разнообразие.Сравнивать участников-одиночек и работы клубов коллективные проекты.
    Гран-при заслуженно получил квилт-клуб Гатчина, великолепные работы, только смущает тема "Вот моя деревня..." невольно вспоминается что тема Суздальского фестиваля "Деревенька моя"

    ОтветитьУдалить
  10. Ирина, спасибо за дополнение, я не все работы рассматривала и не весь мк жюри выдержалa))

    ОтветитьУдалить
  11. Как всегда, я опоздала и с чтением этой темы в интернете, со знакомством с мнением жюри... Но когда я посмотрела фотки Тани Шмидт Лукоморье 2012г.(сама не была, лето для меня время дежурств на работе), то была сильно удивлена тем, что гран-при завоевала группа работ про деревню (хотя при чем здесь деревня, а где про душу женскую????), мало относящихся к заявленной теме фестиваля, работ много, но они простоватые по сравнению с шоком - работой Наташи Лашко. Я не буду комментировать работу жюри, хотя и этот вопрос вызывает недоумение.

    ОтветитьУдалить
  12. Валя, Гатчинские квилты мне очень нравятся,душа и изба вещи на мой взгляд, с жанской душой вполне в ладу, настораживает общая тенденция - душу мерять только ее деревенской "русскостью" плюс нежелание признать, что квилт давно уже не только лоскутное одеяло на печке.

    ОтветитьУдалить