четверг, 14 апреля 2011 г.

Как учат критикoвать

Когда-то давно в моем окружении были поэты и художники. Я всегда старалась ускользнуть на кухню мыть посуду, когда чувствовала, что Поэт уже настроен на то, чтобы почитать что-то "из последнего". Потому что после чтения надо было хвалить и на меня всегда нападала паника "а что если мне не понравится". По той же причине никогда не знакомлюсь на выставках с авторами , работы которых на меня не произвели впечатления, а если работы нравятся, то стараюсь обязательно подойти и похвалить. Я не считаю себя вправе оценивать дизайн (композицию) и цвет, как человек художественно необразованный их я воспринимаю на интуитивном уровне, могу только оценить авторскую идею и ее оригинальность.
Не так давно мне на глаза попался сайт, где студенты оценивали произведения искусства по какой-то заранее заданной схеме. Порывшись в ссылках я нашла план, согласно которому они должны были писать свои критические заметки.На этот план я постоянно натыкалась на различных сайтах посвященных критике.
Краткое содержание четырехступенчатого процесса, который необходим чтобы оценить не только чужую, но и свою работу
1.Что я вижу (описание)
2.Как организована работа, ее композиция(анализ)
3.Что происходит или что хочет сказать автор? (интерпретация)
4.Что я думаю об этой работе?(Выводы)
Как видим, наше нравится- не нравится должно основываться на пристальном изучении, анализе дизайна, поиске авторской мысли и эмоции.
То есть нравится-не нравится напрямую зависит от подготовленности зрителя. Как это ни парадоксально звучит, в наше время кто-то вообще не подозревает, что искусство может быть абстрактным, кто-то считает что оно призвано как можно точнее передавать действительность,и если в картине (квилте) нет картинки, то это " мазня какая-то, мой ребенок так тоже нарисует". Судя по отзывам и впечатлениям с американских фестивалей и выставок квилты-картинки (representational, pictorial) наиболее популярны среди зрителей, с моей точки зрения потому, что восприятие красивой картинки требует минимального описания и анализа, минимальной подготовленности зрителя.


Для оценки, то есть четвертого пункта, необходимо решить на основании какой эстетической платформы мы выносим наше решение.
Cовременная художественная критика выделяет 3 эстетических платформы: имитация (imitationalism), формализм (formalism) и эмоциональный метод(emotionalism).
В чистом виде их трудно найти в художественном произведении, особенно 1 и 3 , тем не менее какая-то из трех всегда преобладает.
Теория 1-художник должен наиболее точно имитировать окружающий мир.Сразу приходит на ум родной соцреализм, но нет ничего плохого в имитации , если художник с помощью формы уберет ненужное и подчеркнет самое важное, а вместо фотографически отображенного мира, покажет "свой мир" с ударением на "свой".
Теория 2-работа удалась, если линии, фактуры, цвета правильно организованы, то есть на своих местах.
Теория 3- самое важное в произведении искусства- эмоция , которую хочет передать автор. С имитацией все понятно, формализм был ругательным словом в советское время, о нем мы тоже знаем ,труднее всего было найти пример эмоционализма, ведь эмоция в той или иной степени присутствует во всех работах, имитационных и абстрактных.


Авторы работ: Inge Mardal & Steen Hougs(1), Janneke de Vries Bodzinga(1, detail),Anco Brouwers(4),Велдховен 2010, автора, к сожалению, не помню,Britta Ankenbauer (1), Maja Chaimovitch (1)

четверг, 7 апреля 2011 г.

Если муж рыбак


...или раз уж речь зашла о рыбе
Недавно один из наших японских карпов покончил жизнь самоубийством, выбросившись из пруда на сушу. Может ему надоела неволя, может возомнил себя китом, которые выбрасываются на берег в припадке массового сумасшествия, может и вовсе не было у него попыток суицида, а выпрыгнув из воды за комаром не рассчитал траекторию. Утром я нашла его полуметровое хорошо упитанное тело в траве в 10 см от края пруда и отнесла на помойку. И только через несколько дней вспомнила зачем он мог бы мне пригодиться. Когда-то японцы делали отпечатки пойманной рыбы на ткани, существует версия , что таким образом они запечатлевали крупные экземпляры прежде чем их сьесть. Как-то не очень верится в тщеславие японских рыбаков, тем более, что рыбу надо было для этого намазать краской, я думаю они просто хотели иметь отпечаток прекрасного создания природы. Неплохо было бы всех мужей рыбаков научить.
Как это делается в наше время
Рыба для гиотаку ( так называется процесс) должна быть сухая, поэтому ее сначала потрошат, потом набивают салфетками, чтобы они впитали влагу, под жабры тоже.

вторник, 5 апреля 2011 г.

Art Quilt


Вопрос, на который ищут ответ не только участники нашей скромной группы, но и все кто так или иначе сталкивается с этим видом искусства во всем мире. Разве что пожарники и милиция не ищут. Для меня с одной стороны все предельно просто: арт-квилт-это искусство в виде квилта (то есть трехслойного, в редких случаях двухслойного объкта, слои которого скреплены стежкой). С другой стороны все необыкновенно сложно , ибо мы все знаем что такое квилт, но вот что такое искусство сформулировать может далеко не каждый. Писать на тему что такое искусство все равно, что писать сочинение на тему "что такое любовь". Кроме того, что написано на эту тему очень много, есть еще и индивидуальный фактор-среда, вкус, воспитание, образование итд. Не только простые смертные затрудняются, дать однозначное определение искусству не решаются уже даже директора музеев современного искусства, культурологи и философы.
Вообще с середины 19 века понятие искусства начало стремительно трансформироваться, а 20 век перевернул все традиционные представления с ног на голову. После того, как Энди Ворхол прославил жестянку с супом Кэмбел (Campbell's soup), никто уже не имеет права сказать, что какой-либо обьект не является произведением искусства или менее значим, чем например этюд маслом на холсте. Никто не посмеет утверждать, что скульптура из ржавых гвоздей менее уважаемое искусство, чем скульптура из мрамора. Однако до сих пор арт-квилт для многих профессиональных художников, галеристов, коллекционеров и интересующейся искусством публики - все равно что портрет овсом и просом - нечто менее достойное внимания, чем картина написанная на традиционном холсте, картоне , дереве. Все дело в том, что арт-квилт связан 1.-с ремеслом швеи, а все что связано с профессиональными навыками скажем, сварщика, каменщика(скульптор), плотника(резчик по дереву), ткача(гобелен), относили скорее к ремесленничеству, а не к чистому искусству 2.с понятием квилт-что означает родство с теми сотнями тысяч одеяло- и покрывалоподобных квилтов, с повторяющимися узорами , цветочками, крошками Сью, что ставит их в один ряд с вязаными салфетками, вышитыми полотенцами и всем тем, что хозяйки изготавливают для домашнего обихода. Женские рукоделия, одним словом. Потому многие арт-квилтеры предпочитают называть себя просто художниками, в крайнем случае художниками по текстилю или художниками , работающими в смешанных техниках, а слово "квилт" стараются отодвинуть на задний план . Более того, стремление уйти от квилта частично обьясняет и избыток техник , характерных для других видов искусства во многих арт-квилт произведениях. Повсеместное увлечение поверхностным дизайном,например, вплоть до того, что ни один см поверхности квилта не остается нетронутым. Уже несколько лет подряд выставки изобилуют работами в которых присутствуют напечатанные на ткани фотографии, покрашенные и обесцвеченные ткани, добавляется бумага, целлофан, и все, что взбредет в голову автору. Я только 'за' использование новых техник, тканей собственного изготовления и утилизацию отходов человеческой жизнедеятельности. Но никто не должен чувствовать себя не-творцом, не -художником только потому, что не умеет или не считает нужным выжигать дырки в тканях паяльником, красить с помощью ржавых гвоздей или печатать фотографии на своем квилте. Если вы спокойно можете без них обойтись, значит не очень-то и хотелось. Бывает, что только такая техника подходит для именно этой идеи, но часто техники коллекционируются как марки и их количество в одном квилте зашкаливает. Хорошо все уметь, но эксперименты с новыми материалами мастер-классы, книги и журналы стоят дорого, время еще дороже. Новые техники часто навязываются производителями, материалы предлагаются бесплатно видным арт-квилтерам для экспериментов, с тем, чтобы потом в журналах были опубликованы статьи и жаждущие новых ощущений немедленно начали бы покупать тот или иной продукт.
То есть техники и приемы не есть признак арт-квилта. Выбор ткани (покупная или самоокрашенная), тоже не играет решающей роли, несмотря на то, что многие арт-квилтеры красят ткани сами, и несколько свысока смотрят на тех, кто до сих пор покупает ткани в квилтовых магазинах. Я крашу не потому, что не могу найти нужные расцветки, мне просто дешевле красить самой, чем покупать по 10-12 евро за метр.
Что же тогда? Так же как и в любом другом произведении-эмоция, вложенная автором, его индивидуальный взгляд, его самобытная личность и его талант передать свою эмоцию зрителю.

Иллюстрация: Марк Ротко
далее:
Тема арт-квилта
Фотография в арт-квилте
8 стежков на 1 дюйм
интернет-художники

суббота, 2 апреля 2011 г.

Составляющие творческого процесса

Нужно ли творческому человеку знать как рождаются его идеи. Думаю не обязательно, но интересно. Способность творчески мыслить присуща не только людям творческих профессий и не только им необходима. Чтобы понять как происходит творческий мыслительный процесс было предложено множество моделей, все они в той или иной степени опираются на модель описанную Грэмом Уоллесом в книге "Исскусство мыслить". Его модель состоит из 4 стадий: подготовка, инкубация (вынашивание), озарение, верификация (проверка). В зависимости от сферы деятельности эту модель можно по-разному интерпретировать, но подготовка, инкубация и озарение в нашем деле явно присутствуют.
Подготовка-это альбом, фотографирование, фиксирование всего, что в той или иной степени относится к заданной теме
Инкубация сопровождается плохим сном, рассеянностью и звучит как инкубационный период инфекционного заболевания
Озарение- самая приятная часть творческого процесса, в нашем деле имеет две составляющие 1.что и 2.как
Верификация или проверка, в отличае от верификации какой-нибудь научной теории заключается в том что отступив на некоторое расстояние от стены, на которой повешен шедевр обозреваем его либо с удовлетворением, либо с разочарованием.

Иллюстрации к теме 1

Первая тема обьявленная весной вероятно вызвала у всех одинаковую ассоциацию, весна же.
Сразу оговорюсь, что в моей работе, скорей всего не будет зеленого цвета, слишком прямолинейно, но удаляться от дома в погоне за другими впечатлениями сегодня не хотелось, надо было сад в порядок приводить. В полном соответствии с этапами творческого процесса, начинаю со сбора информации, коллекционирую впечатления, смотрю по сторонам, замечаю там цвет, там форму, там фактуру и все фотографирую. Я и раньше это делала, но теперь есть надежда, что мои впечатления все-таки не будут стерты с жесткого диска за ненужностью, а выльются во что-то материальное.

Альбом для рисования

Я не умею рисовать, даже перевести рисунок через кальку не всегда хорошо получается. Зачем мне альбом для рисования? У меня их 3. Один-тетрадь в клеточку для геометрических фигур, ежедневники, которыми я никогда не пользуюсь, после одной аккуратной записи где-нибудь в начале января уже превращаются в нечто исчерченное , исписанное , но монохромное, тк под рукой бывают только ручка или простой карандаш. Ну и наконец альбом А3 для эскизов, где нетвердой рукой я рисую вот такие примитивные портреты или пейзажи, потом вырываю их из альбома и прикалываю на стенку. Там они и висят пока не надоедят и не уступят место другим.Этому лопоухому повезло, из него получилась открытка, большинство так и остается на бумаге. Часто на выставках вместе с основной экспозицией авторы показывают свои альбомы, где рисунки, вырезки из журналов и газет, фотографии соседствуют с кусочками тканей и пятнами акриловых красок. Некоторые из альбомов произведения искусства сами по себе. Альбом -первый шаг к реализации идей и обязательно должен быть цветным. Наверное и обложку сделать придется, но потом, когда он станет толстым и красивым.