вторник, 15 марта 2016 г.

Любовь к красненькому

Перед весной в голове начинают копошиться планы, зреют проекты и каждую минуту рождаются идеи. В прошлом году попробовала окраску растениями и, хоть не лежит у меня к ней душа, распечатанные запасы химикатов и  набор посуды для кипячения не дают забросить это дело окончательно. В магазине увидела марену, из которой еще в древности получали красный цвет и подумала, что надо посадить в огороде. Хорошо, что не купила, корень зреет 5 лет, то есть 5 лет сорняк поливать, чтобы он стал краскопригодным.  С другой стороны, красить натуральными красителями я собираюсь лет уже этак 10, за это время не один урожай бы сняла.
Так что в посте речь пойдет не о семенах и рассаде, а о самом красящем веществе. Последнее время читаю массу домыслов и искаженной информации.

1.Читаю: "красный краситель был изобретен турками в 19 веке". В одном предложении 3 ошибки. Во-первых не турками, во- вторых не в 19, в-третьих, не изобретен. Начну с первого утверждения

Красный краситель, полученный из корней марены обнаружен в гробнице Тутанхамона, так что использовали его с незапамятных времен. Растение это было распространено в основном на территории западной и юго-восточной Европы и на Ближнем Востоке. В Фаюмских захоронениях был обнаружен коптский папирус, в котором с большой долей вероятности описывается рецепт покраски мареной красильной. Марена в Египте не произрастала, ее привозили из Азии, значит была предметом торговли. Фаюмский портрет с сайта. Красное одеяние-не обязательно ткань, окрашенная мареной, но в то время уже хорошо знали о красящих свойствах этого растения и использовали их.
Теперь почему в рассказах о красном цвете всегда фигурируют турки. Для европейцев вся малая Азия была Турцией, и неудивительно, достаточно посмотреть на карту Османской империи 18 века. Мареной красили и в Европе, еще во времена римской империи, но  в 18 веке результат был хуже чем на тканях, привозимых из Азии. В странах Леванта,  применялся многоступенчатый (по некоторым источникам 38 ступеней) процесс получения яркой и стойкой окраски. Секрет ее не раскрывался, но в 40-х годах18 века шпионы украли эту тайну по одним сведениям в Смирне, по другим в Андрианополе (ныне территория Турции) и привезли в Европу, в Голландии и во Франции было начато производство красных тканей по новому рецепту. Промышленный шпионаж и в то время процветал, нередко в книгах встречаются упоминания о том, как ушлые купцы украли, (купили), тот или иной процесс производства. Другая версия говорит о том, что процесс никогда не был особой тайной, но повторить его из-за сложности и протяженности во времени было непросто, особенно если требовалось получить коммерческую выгоду. Во Франции турецкий красный называли андрианопольским красным, поскольку для основания красильного бизнеса были приглашены опытные красильщики-греки из Андрианополя. В любом случае к 19 веку европейцы постепенно освоили и усовершенствовали процесс.

Турецкий красный, прежде всего означает не цвет, а процесс получения стойкого и яркого красного, цвет же стали менять добавляя соли различных  металлов.
Рецепт в настоящее время известен и напоминает процесс покраски другими  красителями, использовались сода, зола, квасцы, желудевый отвар, навоз для ферментации, оливковое масло,  овечья (или бычья) кровь.

2.Красный цвет в текстиле стал популярен после изобретения красителя ализарин.

Ализарин-красящее вещество, содержащееся в марене, его не изобрели, а синтезировали в конце 60-х годов 19века. Таким образом процесс окраски упростился, вся индустрия производства турецкого красного из натурального сырья рухнула. Лишь одна из английских компаний производила 220  тонн красителя ализарин в год уже через два года после его синтезирования и стоимость была в половину меньше натурального. Только в Англии использование красного увеличилось в 50 раз, тогда как фермы в Провансе, выращивающие марену разорились. В южной Голландии и Фландрии, где марена веками выращивалась на продажу, к 1900 году ее полностью заменили другими культурами. Таким же образом в самом конце 19 столетия уйдет в прошлое промышленная окраска тканей натуральным индиго.

3. Турецкий красный-однотонная красная ткань

Никогда х/б ткань не смогла бы продаваться в больших объемах, если бы не было такого огромного разнообразия рисунков. Ткань 19 века с этикеткой "Турецкий красный" подтверждающей качество окраски.




 Турецкий красный в коллекции Шотландского музея, в которой насчитывается 40 тыс образцов. Шотландия была в 19 веке одним из центров выпуска "Турецкокрасных" тканей


В Англии объемы производства тканей окрашенных "турецким красным" позволяли экспортировать в Америку, Азию и Африку. В 1817 году каждые 10 минут на фабрике в Шотландии производилось 224 платка-банданы популярных у американских ковбоев, а для Индии печатались на тканях слоны и павлины

4. Красно-белый квилт стал популярен после того, как появились дешевые красные ткани

До 20-х годов 20 века, дешевые разновидности ткани, окрашенные синтетическим красным, уступали настоящему турецкому красному, или как его  называли "вареному в масле" красному. Название произошло от использовамия масел в процессе покраски. Синтетические красители быстрее выцветали и линяли, поэтому многие квилтеры предпочитали все -таки турецкий красный традиционной покраски, хотя такая ткань была гораздо дороже (в три раза  в каталоге 1875-1876). Квилты с большим количеством красного были и раньше, в 40-60 годы.
Об этом писали  американские и английские историки квилта. В Европе особенно популярны красно-белые квилты были  в Ирландии и на севере Англии.
традиционный английский "полосатый" квилт



Выставка в Нью Иорке, 650 красно-белых квилтов

В антикварных магазинах можно увидеть много квилтов, в которых встречаются розовато-коричневые ткани, они скорей всего когда-то были красными, но полиняли и выцвели, в них, видимо, использовали дешевые разновидности тканей, покрашенных синтетическим ализарином или они были покрашены в домашних условиях, краской из пакетика. Такую тоже начали продавать, причем, для привлечения покупателей называли "турецким красным". Понятно, что результат в домашних условиях не шел ни в какое сравнение не только со сложным процессом покраски натуральными красителями, но и с фабричнокрашенными тканями. В одной из книг мне встретилась фотография квилта с красными звездами, половина лучей которых осталась красной, а половина поблекла до грязно-розового после многочисленных стирок.
Надо отдать должное химической индустрии, качество краски неуклонно повышалось. Ведущую роль в производстве и создании красителей играли немецкие фирмы (например  BASF, Bayer).
Популярность красного сохранилась вплоть до первой мировой войны, когда эмбарго на германские товары стало препятствием для поставок синтетического красителя.

PS
Турецким красным способом окрашивались не только ткани, но и нитки.  Из-за стойкости окраски ими было безопасно вышивать по белому фону. Так появился редворк. Рисунки для вышивки были небольшими, после того, как набиралось достаточно вышитых мотивов их можно было сшить в квилт. За пенни можно было купить кусок белой ткани с уже нанесенным рисунком и красную нить. Использовались самые простые швы- стебельчатый, назад иголку, узелки для точек. Вышивка была контурной, мотивы простыми и разнообразными, выполнялась быстро и, самое главное, она не требовала большого количества ниток разного цвета. Кстати, и редворк и блэкворк -понятия не сводящиеся к цвету вышивки. Они могут быть любого цвета, хотя в большинстве случаев "редворк" красный, а "блэкворк" черный.
Еще один милый кукольный квилт сшитый для давнего проекта одной из участниц. 















2 комментария:

  1. Спасибо за интересную информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. На здоровье)) У меня материала на десять постов только про красный цвет, времени бы еще побольше.

    ОтветитьУдалить